Городской округ Кашира
11.12.2024, Среда, 01:39
Телефон 8 (49669) 2-87-77
Семинар в центральной библиотеке

Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 “Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года” утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Целями Стратегии являются существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства и улучшение криминогенной обстановки путем создания национальной системы.

Особое внимание в настоящее время также обращено на антинаркотическую работу на первичном муниципальном уровне.

11. Объектами антинаркотической деятельности являются:

а) население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

б) организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсоров;

IV. Совершенствование системы мер

по сокращению спроса на наркотики

22. Система мер по сокращению спроса на наркотики, направленная на оздоровление населения Российской Федерации путем снижения потребления наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера и включает в себя:

з) недостаточно широкий для обеспечения занятости молодежи спектр предложений на рынке труда;

и) слабая организация досуга детей, подростков и молодежи.

и т.д. по тексту Стратегии

создание системы антинаркотической пропаганды, предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков,

Ожидаемый результат реализации мероприятий – повышение эффективности взаимодействия субъектов профилактики по организации антинаркотической деятельности.

Библиотечные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, антинаркотической направленности – одна из важных составляющих профилактической работы. Но разовыми акциями остроту проблемы не снять. Знания, полученные из книг и уст библиотекарей, сами по себе барьером не станут. Барьер возникает, если молодые люди овладеют способами осуществлять свою потребность в признании взрослых и друзей, в общении, в новых ощущениях и переживаниях. Если они будут интересны окружающим, смогут получать удовольствие от книг, музыки, спорта, здорового образа жизни, тогда молодёжи не придётся искать искусственных радостей в курении, алкоголизме, наркомании.

Самое важное в воспитательной работе библиотек – духовно пробудить ребёнка, подростка, воспитать личность, перед которой будут бессильны все соблазны и искушения современных пороков.

Система библиотечной работы в помощь преодолению и профилактике асоциальных явлений традиционно базируется на литературе, в которой убедительно излагается их пагубность. Сегодня формировать осознанное неприятие порочных пристрастий помогают и материалы Интернет.

Как информационный центр, библиотека предлагает новые книги и периодические издания по теме, выпускает печатную продукцию, распространяет различные информационные материалы: информационные списки, листки, книжные закладки, буклеты и т.п. В этой работе библиотеки должны тесно сотрудничать с учреждениями, организациями, заинтересованными в положительном результате данной деятельности: школы, ФАПы, Советы ветеранов труда, комиссии по делам семьи и женщин и т.д. Предлагаемые темы информационных буклетов, листовок: «Курение – угроза здоровью», «Наркомания – бич цивилизации», «Алкоголь и алкоголизм», «Азбука твоего здоровья», «Великая сила спорта» и т.д. Библиотеками возможно издание информационных и рекомендательных списков литературы по таким темам, как: «Имя беды – наркотик», «Осторожно – сигарета!», «Мир опасных пристрастий», «Что нужно знать о проблемах ваших детей», «Помогите Вашему ребёнку сказать «НЕТ!», Такие наглядные формы информации помогают читателям вооружиться знанием о сущности асоциальных явлений, о формах их воздействия, способах и профилактике их распространения в подростковой и молодёжной среде.

Занимаясь профилактической работой библиотеки должны систематически проводить экспресс-опросы, анкетирование и другие виды социологических исследований. Это позволит чутко улавливать изменения в современной молодёжной среде, изучать проблему со всех сторон. На основе таких исследований библиотека может разработать специальную целевую программу, общей концепцией которой будет создание в молодёжной среде ситуации, препятствующей распространению асоциальных явлений, формирование установки на здоровый образ жизни. Здесь следует отметить, что библиотечные программы, рассчитанные на продолжительное время – от года до пяти лет – способствуют положительному результату, привлечению молодёжи и подростков в библиотеку, их длительному общению и формированию молодёжных групп, созданию клубов по интересам.

Выбор форм и методов профилактической работы в первую очередь зависит от степени участия библиотеки, от уровня координации, которого удаётся достигнуть с организациями и учреждениями, ведущими работу с молодёжью и которым не безразлично будущее нашего общества.

Организация полноценного досуга – одно из направлений деятельности библиотек по формированию здорового образа жизни. Вовлечение подростков и молодёжь в клубы и кружки по интересам оберегает их от попадания в группы социального риска. Клубы по интересам дают возможность реализовать потребность каждого человека в общении и развитии. Несут радость познания, удовольствия общения, расширения кругозора.

Эффективной формой работы с подростковой и молодёжной аудиторией могут стать стали ток-шоу. С участием учащихся школы, педагогами, молодёжью возможно проведение ток-шоу на темы:

– «Молодое поколение выбирает здоровье», «Умей сказать «НЕТ», «Счастье – быть здоровым», «Вычисли формулу здоровья» и т.д.

В рамках информационно-профилактической работы можно проводить диалоговые формы мероприятий. Н апример, час компетентного мнения, беседа-диалог, беседа-диспут, спор-беседа, обзор-размышление, час-размышление и т.п. Предлагаемые названия для мероприятий таких форм: «Уж сколько их упало в эту бездну» (о знаменитых людях, которые погибли из-за пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам), «Диагноз горя – наркотики», «Барьер наркозависимости: страх и надежда», «Пивной алкоголизм – ворота к пьянству», «Доза маленькая – беда большая», «Компьютерные игры: «за» или «против» здоровья» и др.

К Международному Дню борьбы с наркоманией, который отмечается 26 июня, к Дню без табака (31 мая) в библиотеке следует оформить книжные выставки, провести тематические обзоры литературы, уроки-обсуждения, устные журналы, выставки-предупреждения, различные тренинги, ролевые игры и так далее по темам: «Есть выбор: жизнь без табака» (…без наркотиков), «Свободное падение», «Добровольное падение», «Вверх по лестнице, ведущей вниз», «Помни о будущем!», «Выбери себе жизнь», «Губительная сигарета», «Если курит человек, то коротким будет век», «Молодое поколение на игле – будущее страны во мгле», «Спасибо – НЕТ!», «Косая жизнь: разговор начистоту», «Дым, уносящий здоровье», «Коварство зеленого змия» (алкоголь), «Коварство голубого змия» (табачный дым), «Курить или жить». Можно оформить выставку-диалог «Совершенно не секретно», «Запрет не решает проблемы», «Сто вопросов самому себе», выставку-вопрос «Наркотик… стоит ли ему доверять?», «Личное дело?», «Станешь ли ты долгожителем?», «Задумайся, что ждёт тебя впереди» и т.п.

Рекомендуем провести такие массовые мероприятия, как:

 час любопытных фактов «Погасите сигарету»;

 урок здоровья «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Остановись, подумай!»;

 диалоговая площадка «Ориентир – здоровый образ жизни», «Будущее принадлежит трезвым нациям»;

 конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»;

 урок нравственности (или час откровенного разговора) «Проблемы молодых с токи зрения молодых»; «ЗОЖ: мода на здоровье», «ЗОЖ: норма жизни» и другие.

Нельзя упускать из виду просветительскую работу с родителями, т.к. результаты социологических исследований говорят о том, что многие причины обращения подростков и молодёжи к пагубным пристрастиям кроются в семейных проблемах. И кто, как не сами родители лучше всех смогут помочь своему оступившемуся ребёнку. Особое внимание родителей следует обратить на причины, повлекшие употребление алкоголя, курение, наркотики, которые сложно и тесно связаны с семейно-психологическими, социальными факторами, формирующими личность человека. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспективы и идеалов – всё это толкает молодёжь к вредным привычкам. И библиотечным работникам, и родителям следует помнить, что подростки в силу психологических особенностей лучше воспринимают наглядные формы информации – плакаты, фильмы, телепередачи.

Кроме того, следует иметь в виду, что пассивные формы работы: лекции, беседы, выставки и т.д., должны непременно переходить в активные, с вовлечением молодёжи и подростков в обсуждение информации, её оценку. В современных условиях это проведение вечеров вопросов и ответов, диспутов с активным участием аудитории, с использованием аудиовизуальных и электронных носителей информации. В любое, проводимое библиотекой мероприятие, возможно включение презентации по теме мероприятия. Конечная цель таких мероприятий – вовлечение подростка и молодого человека в мыслительный процесс, осознание им необходимости сформировать собственное мнение. Библиотеки как самые доступные учреждения культуры должны стараться вселить в молодого читателя уверенность, что личность с богатой внутренней жизнью, духовно зрелая, заполнит свой мир литературой, спортом, т.е. смыслом, а не призрачным, одурманенным существованием.

Библиотечные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, антинаркотической направленности – одна из важных составляющих профилактической работы. Но разовыми акциями остроту проблемы не снять. Знания, полученные из книг и уст библиотекарей, сами по себе барьером не станут. Барьер возникает, если молодые люди овладеют способами осуществлять свою потребность в признании взрослых и друзей, в общении, в новых ощущениях и переживаниях. Если они будут интересны окружающим, смогут получать удовольствие от книг, музыки, спорта, здорового образа жизни, тогда молодёжи не придётся искать искусственных радостей в курении, алкоголизме, наркомании.

Самое важное в воспитательной работе библиотек – духовно пробудить ребёнка, подростка, воспитать личность, перед которой будут бессильны все соблазны и искушения.